ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних обладают высокой степенью общественной опасности, в процессе их совершения происходит мощное деструктивное воздействие на потерпевших.
К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся:
- изнасилование (ст. 166 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК));
- насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);
- половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 168 УК);
- развратные действия (ст. 169 УК);
- понуждение к действиям сексуального характера (ст. 170 УК);
- использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией (ст. 171 УК) и др.
В Республике Беларусь принят ряд документов, направленных на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних. Среди них:
Конституция Республики Беларусь;
Гражданский кодекс Республики Беларусь;
Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь;
Уголовный кодекс Республики Беларусь;
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» от 1 июля 2010 г. № 153-3;
Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 4 января 2014 г. № 122-3;
Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г. № 200-3;
Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII;
О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 25 октября 2000 г. № 440-3;
Закон Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» от 9 января 2006 г. № 94-3;
Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» от 4 января 2010 г. № 104-3;
Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. № 395-3;
Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от 24 ноября 2006 г. № 18 и др.
Нормативно-правовая база является основой профилактики насилия над детьми в Республике Беларусь. Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей.
При этом под сексуальным насилием над ребенком понимается вовлечение ребенка в сексуальный контакт с взрослым в любой форме (сексуально окрашенные прикосновения, орально-генитальная стимуляция, коитус и т. п.). Даже при отсутствии угрозы или явного насилия такой контакт все равно признается принудительным и незаконным, поскольку считается, что ребенок недостаточно зрел, чтобы предоставить информированное согласие на участие в сексуальном взаимодействии [5].
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
- не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
- может не осознавать значение сексуальных действий в силу функциональной незрелости;
- не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий [9].
Разделяют контактный и неконтактный способ сексуального насилия в отношении детей.
К контактному насилию специалистами относятся следующие действия:
- половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, оральным или анальным способом;
- мануальный оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон тела ребенка;
- введение различных предметов во влагалище или анус;
- мастурбация обоюдная, со стороны ребенка и взрослого.
К неконтактному сексуальному насилию ребенка относятся:
- демонстрация эротических и порнографических материалов;
- совершение полового акта в присутствии ребенка;
- демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);
- подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуаеризм), принудительное раздевание ребенка.
На практике непросто отличить предвестники сексуального насилия от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между двумя ситуациями определяются намерениями взрослого человека (ситуация могла бы быть нормальной, если бы не было «задней» мысли, и ребенок должен это чувствовать), а также тем, имеет ли возможность ребенок свободно сказать «Нет!».
Кроме того, следует сказать, что в обществе бытуют мифы, представляющие собой попытку, часто неосознанную, искажения причин и последствий сексуального насилия над несовершеннолетними.
Миф 1. Сексуальное насилие совершается в основном над детьми подросткового возраста.
Это неверно. Сексуальное насилие совершается над детьми любого возраста, причем самый уязвимый возраст - 9 лет.
Миф 2. Сексуальное насилие совершается только над девочками.
Девочки чаще становятся жертвами сексуального насилия. Но мальчики также подвергаются насилию со стороны взрослых. Чаще это случается вне родительского дома людьми, имеющими большой опыт совращения малолетних.
Миф 3. Сексуальное насилие случается только один раз.
Сексуальное насилие над детьми - это длительный процесс, в котором эксплуатируются близкие доверительные отношения между взрослым и ребенком.
Миф 4. Дети соблазняют взрослых.
Дети не обладают необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы инициировать сексуальную активность. И любой взрослый осознает, что любые сексуальные действия по отношению к ребенку являются разрушительными для ребенка и наносят ему ущерб.
Миф 5. Только половой акт наносит ущерб ребенку.
Любое сексуальное насилие разрушительно для ребенка. Подвергаясь насилию со стороны взрослого, ребенок переживает, прежде всего, травму эмоционального характера, в которой разрушается его потребность в безопасности, возможность построения адекватных социальных, интеллектуальных и доверительных эмоциональных взаимоотношений. Взрослые перестают быть эталонами для подражания, что приводит в дальнейшем к трудностям в развитии ребенка. Дети, подвергшиеся насилию, испытывают стыд, чувство вины, тревогу, страхи, ощущение собственной незначимости, бессмысленности и бессилия.
Миф 6. Только мужчины совершают сексуальное насилие над детьми.
Можно говорить о ведущей роли мужчин в сексуальном насилии, но не следует отрицать участие женщин.
Миф 7. Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми.
Только небольшой процент сексуального насилия над детьми совершается вне стен дома. Насильниками могут выступать родственники (родители, дяди и тети, братья и сестры, дедушки и бабушки), хорошо знакомые ребенку люди (друзья родных, соседи, гувернеры, приходящие репетиторы, няни, различные помощники по дому) [8].
Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где
- патриархально-авторитарный уклад;
- плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
- конфликтные отношения между родителями;
- мать ребенка чрезмерно занята на работе;
- ребенок долгое время жил без родного отца;
- вместо родного отца отчим или сожитель матери;
- мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
- родители (или один из них) имеют психические заболевания;
- мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т. п. [9].
Однако не стоит думать, что сексуальное насилие происходит только
в неблагополучных семьях.
К лицам группы риска, склонным совершать сексуальные преступления, могут также относиться:
- лица, в семье которых имеются душевнобольные либо родители, страдающие алкоголизмом или наркоманией;
- подростки, воспитывающиеся без надзора, употребляющие алкоголь и наркотики;
- лица, совершавшие в детстве или в раннем подростковом возрасте сексуальные проступки;
- лица с аномалиями психики и педагогически запущенные дети;
лица с проявлением гиперсексуальности, склонные к перверсным
- действиям;
- лица, совершавшие попытки самоубийства по сексуальным мотивам;
- лица, склонные к насильственным действиям, обнаруживающим некоторые сексуальные черты;
- лица, ранее привлекавшиеся к ответственности за правонарушения сексуального характера.
ПРИЗНАКИ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ
НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Последствия сексуального насилия могут проявляться в различных симптомах. Работники учреждений образования должны обращать внимание на особенности поведения и внешности ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношении к нему.
Физические признаки
Физические (телесные) признаки обычно указывают на то, каким образом осуществляется с ребенком половой акт или другая форма насилия:
- оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; отказ от еды (анорексия) либо переедание (булимия);
- анальные симптомы: разрывы и выпадения прямой кишки, покраснение ануса, варикозные изменения, запоры;
- вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.
Также физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
- гематомы (синяки) в области половых органов и/или анального отверстия;
- кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов и/или анального отверстия;
- повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
- жалобы на боль и зуд в области гениталий, живота;
- боль, ощущаемая ребенком при сидении и ходьбе;
- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
- недержание мочи;
- рвота;
- потеря сознания;
- болезни, передающиеся половым путем;
- ранняя неожиданная беременность.
Признаками сексуального насилия являются:
- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
- инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале.
Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют физических следов.
Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют реализации личности в будущем.
Изменения в проявлении сексуальности ребенка:
- не соответствующая возрасту осведомленность в сексуальных отношениях, большой интерес к ним (сексуальная озабоченность);
- сексуальные действия, направленные на сайга себя (аутосексуальные действия):
- демонстрация интимных частей тела;
- мастурбация;
- необычная сексуальная активность по отношению к сверстникам:
- чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
- имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
- соблазняющее поведение по отношению к противоположному полу;
- сексуальные действия с другими детьми;
- необычная сексуальная активность по отношению к взрослым:
- трение половыми органами о тело взрослого;
- завлекающее поведение по отношению к взрослым.
Изменения в эмоциональном состоянии и общении:
- постоянное возбуждение, истерические симптомы:
- стремление куда-то бежать, спрятаться;
- быстрая потеря самоконтроля;
- нервные срывы, истерики;
- вспышки агрессивности;
- депрессивные симптомы:
- замкнутость, заторможенность, подавленность, изоляция, уход в себя;
- задумчивость, отстраненность, внешнее безразличие;
- переживание тоски, грусти, неспособность проявлять радость;
- проявление агрессивности и враждебности по отношению к другим людям, животным, предметам, не свойственное ребенку ранее:
- непристойные выражения;
- чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
- терроризирование младших детей и сверстников;
- жестокость по отношению к игрушкам;
- самоагрессия:
- причинение травм и увечий самому себе;
- курение, употребление алкоголя, наркотиков;
- побеги из дома, прогулы школы;
- проституция;
- попытки совершить суицид или желание это сделать;
- возникшие трудности в общении с ровесниками:
- нежелание принимать участие в подвижных играх со сверстниками;
- отказ от общения с прежними друзьями или отсутствие друзей своего возраста;
- отчуждение от братьев и сестер;
- поведенческие изменения:
- возврат к детскому, инфантильному поведению;
- наоборот, слишком «взрослое» поведение;
- изменения в отношении к собственной внешности:
- утрата гигиенических навыков, равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой;
- наоборот, навязчивое мытье (желание «отмыться»);
- крайняя настороженность, подозрительность;
- амбивалентные чувства ребенка к взрослым и событиям («Я не знаю, как к этому относиться...»);
- рассказы о случившемся в третьем лице («Я знаю одну девочку...»).
Изменения мотивации ребенка, социальные признаки:
- виктимность (жертвенность) ребенка:
неспособность защитить себя, несопротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
- навязчивая зависимость;
- чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
- неожиданные, резкие перемены к:
- конкретному человеку («Я ненавижу дядю Петю»);
- месту («Я не могу ездить в лифте»);
- любимым занятиям («Я никогда больше не пойду на футбол»);
- изменение отношения к школе и учебной деятельности:
- резкое изменение в успеваемости (в лучшую или худшую сторону);
- пропуски отдельных уроков, прогулы школы, отказ и уклонение от обучения;
- изменение отношения к семье:
- принятие на себя родительской роли в семье (приготовление еды, стирка, уборка, уход за младшими детьми и их воспитание);
- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).
Изменения самосознания ребенка:
- снижение самооценки:
- обесценивание собственной личности, недовольство собой, презрение, чувство собственной неполноценности;
- чувство униженности, состояние чрезвычайной уязвимости, ощущение вторжения в «интимную» зону;
- маскировка самооценки с течением времени низкой фантазией всемогущества («Я могу заставить его сделать все!»);
- жажда победы и самоутверждения любой ценой;
- вина, стыд, чувство собственной испорченности:
- чувство собственной неполноценности, убежденность в том, что ты хуже всех;
- восприятие себя как уродливого, беспомощного, одинокого, никому не нужного и ни на что не способного;
- синдром «испорченного товара» (ребенок ощущает себя непривлекательным);
- в отношении собственных переживаний, когда у ребенка в период домогательства возникают приятные сексуальные фантазии и сексуальные чувства (возникновение так называемого «клейма инцеста»).
Появление невротических и психосоматических симптомов:
- навязчивые страхи, тревога:
- боязнь остаться в помещении наедине с определенным человеком;
- боязнь раздеться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
- сопротивление тактильным контактам:
- нежелание, чтобы целовали, обнимали,
- нежелание, чтобы дотрагивался определенный человек;
- боли (головная боль, боли в области живота и сердца);
нарушения сна (страх перед отходом ко сну, ночные кошмары, бессонница
- боязнь телесных повреждений;
- резкая потеря веса на фоне нарушения аппетита или, наоборот, ожирение;
- тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала).
Специалистам, работающим с детьми, необходимо учитывать, что ребенок может не осознавать факта насилия в силу своего возраста или других причин. Чрезвычайно важно понимать, что дети не обладают достаточным опытом, чтобы предвидеть все последствия таких действий для своего психического или физического здоровья.
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Возможна первичная и вторичная профилактика преступлений в сфере половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних.
Первичная профилактика включает меры, направленные на обеспечение условий для нормального и разностороннего развития личности, создания безопасной и комфортной микросреды:
- своевременное оказание помощи семьям группы риска;
- профилактика алкоголизма и наркомании у лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних;
- правильное сексуальное воспитание детей, формирование у них знаний о взаимоотношениях полов, об общественно приемлемых и безопасных формах поведения в различных ситуациях.
На этапе первичной профилактики в школах и других детских учреждениях проводятся следующие мероприятия:
- разъяснительные беседы с детьми, направленные на выработку у них стратегий деятельности в ситуациях, угрожающих жизни;
- предупреждение противоправных действий окружающих:
- информирование детей о недопустимости открывать дверь квартиры чужим людям, входить с ними в подъезд и лифт, садиться в автомобиль к незнакомцам, знакомиться на улице, принимать подарки от незнакомых людей;
- проведение тренингов по формированию навыков безопасного поведения;
- информирование (размещение на стендах в рекреациях образовательных, медицинских и других учреждений информации об адресах и контактных телефонах лиц и организаций, оказывающих помощь и поддержку несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении);
- мероприятия, способствующие изменению асоциального образа жизни подростковых и молодежных группировок, вплоть до привлечения их лидеров к юридической ответственности за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, проституцию и т. д.;
- создание подростковых клубов и иных объединений для проведения полноценного досуга, развития познавательного интереса и творческих способностей несовершеннолетних.
Все это приводит к снижению вероятности проявления актов насилия в общественных местах (дискотеках, кафе и пр.), учебных заведениях и т. д.
Вторичная профилактика заключается в оказании медико-психоло- педагогической помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических расстройств, предупреждения суицидальных попыток и вторичной виктимизации. Последняя часто наблюдается у подростков, среди которых распространен миф о доступности жертв изнасилований, в силу чего возможны повторные посягательства на половую неприкосновенность.
На этом этапе большую роль играют:
- юридическая помощь потерпевшим, предоставляемая в правоохранительных органах и центрах, оказывающих социально-педагогическую поддержку;
- медико-психолого-педагогтеская помощь по телефонам доверия, в детских приютах, центрах помощи семье и детям, территориальных центрах социального обслуживания населения, кризисных центрах для женщин и детей, детских поликлиниках и больницах и др.
Профилактическая работа должна проводиться в двух взаимосвязанных направлениях: работа с детьми и работа с родителями.
Следует помнить, что ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать «Нет!», рассказать тому, кто в состоянии помочь. Эти навыки жизненно важны для каждого ребенка, их следует динамично прививать ему для использования их в любой ситуации, угрожающей его безопасности.
Ниже приводятся памятки для детей и родителей, которые можно использовать при проведении родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций.
Рекомендации детям
Правило пяти «Нельзя!»:
- Нельзя разговаривать с незнакомцами и впускать их в квартиру.
- Нельзя заходить с незнакомцем в лифт и подъезд.
- Нельзя садиться в автомобиль к незнакомцам.
- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки или угощения и соглашаться на их предложение пойти с ними даже, если очень интересно.
- Нельзя задерживаться на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину?
Все равно скажи «Нет!».
Объясни, как найти улицу, и ни в коем случае не поддавайся на уговоры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае никуда не провожать.
Но как быть, если взрослый очень настойчив? Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!»
Ответ один - «НЕТ!». Придя домой, надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке.
Правила поведения в собственном доме (своей квартире):
- Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека.
- Если без вызова пришел сантехник или электрик, а из взрослых дома никого нет, позвони сначала им. Не впускай его, пока родители или кто-то из знакомых взрослых не придут. Даже если дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, лучше позвони родителям и узнай, как поступить. В крайнем случае, можно спросить у хорошо знакомых соседей.
- Когда почтальон приносит посылку, телеграмму или счет, за них нужно расписаться. Сделать это могут только взрослые.
- Будь внимателен, выходя из квартиры.
- Перед выходом из квартиры посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть незнакомые люди, подожди, пока они уйдут.
- Даже если ты покидаешь квартиру на очень короткое время, обязательно закрой дверь на ключ.
- Будь внимателен, входя в квартиру.
- Прежде чем открывать ключом дверь, убедись, что поблизости никого нет.
- Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в дом, а вернись в многолюдное место и позвони, чтобы тебя встретили родители, или попроси помощи.
Правила поведения в подъезде
- Перед тем как войти в подъезд, обрати внимание, не идет ли кто-то следом за тобой.
- Если ты заметил, что за тобой кто-то идет, не подходи к подъезду, а погуляй немного на улице. Если незнакомец все еще продолжает идти следом, позвони родителям или расскажи о нем любому взрослому, идущему навстречу.
- Если в доме есть домофон, набери номер своей квартиры и попроси родителей тебя встретить.
- Если незнакомец уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдет кто-то из взрослых знакомых жильцов дома.
- Не выходи на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.
- При внезапном нападении оцени ситуацию и по возможности убегай или защищайся любым способом.
Правила поведения в лифте
- Перед тем как войти в лифт, убедись, что на площадке нет постороннего, который может зайти вслед за тобой.
- Если в вызванном лифте уже находится незнакомый человек, не входи в кабину.
- Если незнакомец все-таки зашел за тобой в лифт, повернись к нему лицом и наблюдай за его действиями.
- Если почувствовал опасность, нажимай кнопку ближайшего этажа.
- Если двери лифта открылись, выскочи на площадку, позови жильцов дома. Оказавшись в безопасности, немедленно позвони в милицию, сообщи, что произошло, точный адрес, а также приметы и направление, куда ушел нападавший.
- Если все-таки вырваться не удалось, надо действовать по обстоятельствам:
- если насильник зажимает тебе рот и снимает одежду, не угрожай ему рассказать все родителям или милиции, не плачь, сохраняй спокойствие, постарайся вовлечь насильника в разговор;
если насильник прижимает тебя к себе, не отталкивай его, обними и сильно укуси за нос или губу;
Правила поведения на улице
Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу
- идущему транспорту.
- Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними.
- В автобусе, троллейбусе, трамвае садись ближе к водителю и выходи в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя.
- Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение или просьбу незнакомого человека или случайного знакомого подвезти тебя.
- Ни в коем случае не садись в автомобиль, чтобы показать дорогу.
- Не ходи в отдаленные и безлюдные места.
- В темное время иди по улице в группе людей, вышедшей из автобуса на одной с тобой остановке.
- Увидев впереди подозрительную группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут.
- Если рядом с тобой остановился автомобиль, как можно дальше отойди от него и ни в коем случае не разговаривай с людьми в автомобиле, а тем более не соглашайся сесть в него.
- Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, отойди от него и перейди на другую сторону дороги.
- Всегда предупреждай родственников о том, куда идешь, и проси их встретить в вечернее время.
- В школу или из школы желательно ходить группой.
Что делать, если к тебе на улице пристает незнакомец
- Скажи, что торопишься и не можешь разговаривать.
- Если человек не отстает от тебя, постарайся выйти к проезжей части и подойти к людям, ни в коем случае не заходи в тихие дворы, а тем более в чужие подъезды. Если у тебя с собой сотовый телефон, позвони родителям или знакомым, громко скажи, где ты находишься, и попроси встретить.
- Не жди, когда он тебя схватит.
- Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель, мешок с обувью или просто горсть мелочи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.
Убегай туда, где много людей.
- Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в дом, а вернись в многолюдное место и позвони, чтобы тебя встретили родители, или попроси помощи.